Перейти к: Содержание, Навигация, Поиск.

Музыкальный инструмент саксофон

 
Саксофон был изобретен бельгийским мастером Адольфом Саксом в 1840 году и в настоящее время является одним из самых ярких духовых инструментов. Он обладает красивым звуком, тембром. На саксофоне можно играть произведения любой сложности - от спокойных мелодичных напевов до самых виртуозных произведений как в классической, так и в джазовой музыке. 

Группа саксофонов от сопрано до баса в сочетаниях друг с другом создаёт фантастическое ансамблевое звучание. 

За 167 лет своего существования саксофон прошел сложный путь развития и занял свое законное место на концертных площадках. Французский композитор Гектор Берлиоз первым ввёл саксофон в состав симфонического оркестра, предсказав ему большое будущее. Он сделал удивительно точный прогноз, сказав о том, что игре на саксофоне скоро будут обучать в консерваториях. Сегодня это самый популярный и востребованный духовой инструмент. 

Серьезную заявку на подготовку профессионалов - исполнителей и преподавателей по классу саксофона - в семидесятые годы прошлого (ХХ-ого) столетия сделал МГПИ им. Гнесиных (сегодня Российская академия музыки), открыв класс классического саксофона. Это стало возможным благодаря усилиям профессоров музыкально-педагогического института им. Гнесиных - народных артистов России И.Ф.Пушечникова, И.П.Мозговенко и М.К.Шапошниковой. В дальнейшем класс классического саксофона открылся во многих музыкальных учебных заведениях страны. 

В настоящее время накопилось много вопросов и проблем, связанных с подготовкой и обучением студентов по классу классического саксофона. Сразу хочу отметить, что это мое личное (субъективное) мнение. 

В РАМ им. Гнесиных обучают игре на саксофоне на классическом отделении и джазовом (можно его называть и эстрадно-джазовое). 

Первое противоречие: на джазовом отделении студентов одновременно обучают джазовой и классической музыке, на классическом отделении обучают только классической, напрочь отрицая джазовую музыку. Однако на практике, тем более в условиях конкуренции на музыкальном рынке, без знания джазовой музыки и умения ее исполнять у музыканта-саксофониста возникают большие проблемы с трудоустройством. Например, классическое отделение по классу саксофона РАМ им. Гнесиных закончило большое количество выпускников, которые стали дипломированными специалистами, а где они? Педагогов в музыкальных школах не хватает по всей России. Во многих учебных заведениях саксофон преподают кларнетисты, фаготисты и даже трубачи, но только не саксофонисты. Сольных концертов саксофонистов-классиков нет, есть эпизодические выступления некоторых музыкантов. 

По окончании учебного заведения наиболее удачно (комфортно) устраиваются только те, кто параллельно с классической музыкой в учебном заведении изучал джазовую. Вот пример: два замечательных музыканта - Константин Горшков и Иван Волков - окончили РАМ им. Гнесиных, один по классическому саксофону у М.К.Шапошниковой, другой по кларнету у И.П.Мозговенко, и работают в лучшем джазовом оркестре России имени Олега 

Лундстрема. А другие, не "знающие" эстрадно-джазовой музыки, даже после окончания аспирантуры остаются без работы, и в лучшем случае трудятся в музыкальной школе, а в худшем - меняют профессию в целом. 

Общеизвестно, что для работы в музыкальной школе совсем не обязательно заканчивать аспирантуру. Аспирантура в идеале нужна преподавателям, работающим в ВУЗах и там преподающим класс саксофона. 

О школах игры на саксофоне. В нашей практике наиболее распространены две школы игры на саксофоне - французская и американская. У французов фантастическая технология, но звук "французского" саксофона напоминает то звук гобоя, то фагота, а вибрация с частой амплитудой колебания вызывает сомнения. 

Американская школа обучения игре на саксофоне ничуть не хуже французской. И, на мой субъективный взгляд, для саксофонистов России она более востребована, поскольку в целом звучание саксофона у американцев лучше. Плюс к этому еще и то, что все американские джазовые саксофонисты играют классическую музыку и играют ее хорошо. 

Об импровизации. Некоторые полагают, что изучение джазовой музыки сводится к освоению импровизации. Импровизация - это особое искусство и природный дар исполнителя одновременно. Умение импровизировать дано не всем, но учиться и в какой-то степени научиться можно. Главное в обучении игре на саксофоне - быть хорошим джазовым оркестровым музыкантом, владеющим джазовой техникой игры на инструменте и стилями джазовой музыки. 

О "семействе" саксофонов. На классических отделениях обучают только на альт саксофонах, иногда играют на сопрано. 

А как же быть с тенористами и баритонистами? А как создавать ансамбли, и какого они будут качества, если студент берет тенор или баритон эпизодически? Некоторые педагоги объясняют трудности в решении этого вопроса, ссылаясь на нехватку нотной литературы для тенора и баритона. Уверяю Вас, что нотной литературы для этих инструментов не меньше, чем для альт саксофона. И еще. При выборе того или иного вида саксофона нельзя не учитывать природные физические данные студента-саксофониста, его физиологические данные, в частности, особенности его губного аппарата. И конечно, в этом вопросе главное - желание музыканта играть на теноре или, например, баритоне. 

В заключение хочется сказать, что саксофон завоевал своё законное место на эстраде вместе с другими духовыми инструментами. И в первую очередь хочется пожелать музыкантам, обучающимся на классическом отделении, начать заниматься джазовой музыкой. Недопустимо, чтобы музыкант обошёл стороной такой интересный и большой раздел музыкальной культуры. Без знания джазовой музыки музыкант становится как бы неполноценным - ведь саксофон, эстрада и джаз являются звеньями одной цепи. 

Классическая и джазовая музыка - это грани одного бриллианта. 

Сегодня саксофон - один из ярчайших духовых инструментов, и какая бы музыка на нём не исполнялась, классическая, джазовая или популярная, она всегда вызывает прилив радости и большого удовлетворения от услышанного и увиденного. Потому что звучит саксофон. 


Заслуженный артист РФ; Заслуженный деятель искусств РФ; профессор РАМ им.Гнесиных и МГИМ им.А.Г.Шнитке; кандидат философских наук, 
Юрий Воронцов

Набор учащихся на 2024-2025 учебный год

СПб ГБУ ДО «Детская музыкальная школа №45 Пушкинского района» объявляет набор обучающихся в возрасте 6,6-9 лет (включительно) в 2024 году   График работы приемной комиссии (прием заявлений и пакета документов для поступления): с 25 апреля по 24 мая 2024 г.

подробнее »

Национальный проект "Культура"

    В 2023 году Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №45 Пушкинского района» принимает участие в реализации регионального проекта Санкт-Петербурга «Культурная среда» по направлению национального проекта «Культура».

подробнее »

положение Всероссийской недели "Театр и дети"

Положение Всероссийской недели "Театр и дети"

подробнее »

Положение конкурса чтецов "Время детства"

Положение открытого Санкт-Петербургского конкурса чтецов "Время детства" .

подробнее »

Положение "Территория театра. Вход свободный"

Положение открытого фестиваля-конкурса музыкального театрального творчества "Территория театра.

подробнее »

Положение фестиваля "Царскосельская осень"

Положение фестиваля детских хоровых и творческих коллективов "Царскосельская осень" .

подробнее »

Независимая оценка качества образовательной деятельности

В целях независимой оценки качества образовательной деятельности на официальном сайте СПб ГБУ ДО «Детская музыкальная школа №45 Пушкинского района» есть раздел «Анкета для родителей».

подробнее »

Объявления

Методические рекомендации Минздрава России.

подробнее »

Антинаркотическая пропаганда

  Это сложное слово "НЕТ".

подробнее »

Профилактика правонарушений

В ноябре 2023 г.

подробнее »

Единый календарь событий Санкт-Петербурга

 Единый календарь событий Санкт-Петербурга был сформирован Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга.

подробнее »

Мобильное приложение «Безопасный Санкт-Петербург»

Информация о мобильном приложении  «Безопасный Санкт-Петербург»      Уважаемые   петербуржцы  и  гости  нашего  города.

подробнее »